Что такое САР?

Системный анализ регулирования: что это и для чего?

В Кыргызстане с 2015 года реализуется масштабная регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в Кыргызстане и, как следствие, экономическому развитию страны – это «Системный анализ регулирования» (САР). Проект реализуется Правительством Кыргызской Республики совместно с Программным офисом ОБСЕ в Бишкеке и охватывает основные исполнительные органы.

Основы

Реформа стала логическим продолжением Указа Президента КР № 215 от 12.11.13 О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти" перед Правительством КР была поставлена задача - снижение административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением "принципа Гильотины".

Во исполнение этого указа 19 марта 2014 года подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством КР и Центром ОБСЕ в Бишкеке по реализации проекта по регулятивной реформе «Системный анализ регулирования». А 12 января 2015 года  постановлением Правительства КР № 4 «О реализации проекта по регулятивной реформе «Системный анализ регулирования» образован Совет по регулятивной реформе и утверждено его положение, а также перечень, включающий 34 государственных органов, задействованных в реализации проекта САР. Совет является совещательным органом, обеспечивающим контроль за реализацией проекта САР, выработку рекомендаций и предложений по совершенствованию НПА в сфере предпринимательства. Вся работа курируется премьер-министром.

Координирующим органом является Совет по регулятивной реформе,  Секретариатом Совета определено Министерство экономики КР,  а рабочим органом, осуществляющим непосредственную связь между участниками процесса, является Отдел по регулятивной реформе. Еще двумя субъектами реализации реформы являются рабочие группы госорганов и бизнес-сообщество.

Государственные органы, задействованные в регулятивной реформе, в течение 2014-2016 гг. обязаны провести инвентаризацию всей нормативной базы, Отдел по регулятивной реформе - сопоставить ее результаты с позицией бизнес-сектора, и с учетом интересов сторон дать рекомендации Совету по поводу того, следует ли тот или иной НПА оставить без изменения, откорректировать его или же аннулировать (для последующего принятия решения Правительством).

Выгоды

Цель реформы - упрощение законодательной базы в сфере предпринимательства, радикальное изменение инвестиционного климата в Кыргызстане, минимизация коррупции и создание благоприятных условий для национальных и зарубежных инвесторов с тем, чтобы их деятельность способствовала динамичному развитию экономики и улучшению социальных условий. Кроме того, предстоящее вхождение в ЕАЭС обязывает нашу страну находить новые возможности для развития и стимулировать активность реального сектора экономики за счет сокращения издержек частного сектора, связанных с государственным регулированием. И в нынешних условиях бизнес-среда, инвестиционный климат должны стать нашими конкурентными преимуществами.

Суть реформы в том, чтобы избавиться от дублирующих, бессмысленных и наиболее проблемных законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Кыргызстане.

Основные выгоды для Кыргызстана от проведения регулятивной реформы:

•             мощный политический посыл для потенциальных инвесторов, бизнес-сообщества и общественности о том, что Правительство КР проводит эффективную широкомасштабную регулятивную реформу совместно со всеми госорганами;

•             законодательная база в сфере предпринимательства упрощается, создавая более благоприятные условия для бизнеса и инвестиций и сокращая возможности для коррупции;

•             стимулирование активности реального сектора экономики за счет сокращения издержек и рисков частного сектора, связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности;

•             создание более простой и эффективной системы государственного управления (возможно, будут рекомендации по пересмотру отмене ненужных функций);

•             снижение возможности для коррупции путем упрощения излишне сложных положений и ограничения чрезмерной свободы действий, предоставленных должностным лицам;

•             в 34-х задействованных госорганах создается штат подготовленных  экспертов, обученных и имеющих опыт в проведении регуляторной реформы наряду с современными тенденциями;

•             увеличение потенциала в 34-х госорганах по использованию современных методов правового углубленного анализа для разработки и реализации эффективной регуляторной политики;

•             совершенствование АРВ в системе госуправления;

•             укрепление государственно-частного диалога между государством и бизнесом;

•             обеспечение реализации Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 гг.

Есть в этом и огромный плюс для самих госорганов, испытывающих дефицит ресурсов – финансовых и кадровых: углубленная инвентаризация и оценка законодательства намного упростит их работу, исключит различные коллизии и дублирование, что поможет в дальнейшем эффективно использовать в их работе методы анализа. Наши предприниматели, в первую очередь, получат выгоды в виде сокращения времени и финансовых издержек.

Процесс

Процесс реформирования состоит из трех этапов: 1) инвентаризации НПА, 2) их анализа и оценки и 3) выработки рекомендаций Правительству по поводу того, аннулировать конкретный НПА, изменить или оставить нетронутым.

С марта 2015 года государственные органы приступили к первому этапу реформы - тотальной инвентаризации нормативно-правовых актов, каждый из которых будет подвергнут анализу на предмет законности, обоснованности, наличия коррупционных механизмов, дружественности бизнесу. Лишние и неэффективные правовые акты будут рекомендованы к аннулированию. В инвентаризации и выработке соответствующих рекомендаций будут участвовать как сами госорганы, так и частный сектор, который рассматривает предлагаемые госорганами рекомендации, проводит обсуждение с заинтересованными сторонами, участвует в инвентаризации, анализе и оценке действующих НПА и вносит свои рекомендации по итогам проведенной работы.

Это будут совместные действия государства и бизнеса, что позволит учесть интересы обеих сторон. Персональную ответственность за результат несут руководители самих министерств и ведомств, так что в их интересах подвергнуть дотошному изучению каждый свой нормативный документ. В Кыргызстане подробная комплексная инвентаризация проводится впервые.

Реформа осуществляется с использованием программы «e-Guillotine». Ее разработчиком является международная компания «Jacobs, Cordova & Associates». Это ведущая организация в мире в области регулятивной реформы.  Метод «e-Guillotine» является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру законодательства и выявлению механизмов, являющихся экономически неэффективными и нецелесообразными. Он представляет собой реестр всех НПА,  который предусматривает ведение так называемого досье на каждый нормативно-правовой акт, анализ его по определенным критериям (законность, целесообразность, дружественность бизнесу, наличие коррупционных лазеек и т.п.), оценку экономического эффекта, включая возможные издержки, мониторинг и т.д. Метод успешно применялся в 12-ти странах, помог сократить и упростить более 25 тысяч нормативно-правовых актов, что позволило бизнесу сэкономить более 7,8 миллиарда долларов в год.

Большую техническую и экспертную поддержку для такого сложного комплексного  проекта оказал Центр ОБСЕ. 

 

Презентация