Проблемы получения заключения экспертизы проекта строительства

Проблемы получения заключения экспертизы проекта строительства

Эксперт Отдела по регулятивной реформе проекта Правительства «Системный анализ регулирования» Жанабиль Давлетбаев предлагает свои рекомендации к процедурам по проведению экспертизы на строительство новых объектов в целях снижения ненужных административных барьеров.

Строительство зданий и сооружений — это деятельность, которая требует особого регулирования со стороны государства в целях обеспечения безопасности общества, охраны окружающей среды, комфортных условий проживания.

Так, к объектам градостроительства и архитектуры предъявляются определенные требования, начиная от противопожарных, санитарно-гигиенических, требования по прочности, сейсмостойкости, устойчивости, по учёту воздействия на окружающую среду, рационального использование природных ресурсов, обеспечения нормативного срока службы, так и требования по достижению композиционной целостности, отражения исторических, культурных, национальных, природно-климатических особенностей региона.

На стадии проектирования строительства объекта ко многим зданиям и сооружениям требуются проведения различного рода обязательных экспертиз проектной (проектно-сметной) документации (ПСД). Одной из основных экспертиз является проектно-техническая экспертиза ПСД на предмет:

  • соответствия архитектурно-планировочным условиям, градостроительной документации;
  • обоснованности принятых объемно-планировочных и конструктивных решений, применяемых материалов и инженерного оборудования, надежности и прочности несущих строительных конструкций зданий и сооружений;
  • соответствия результатам инженерно-геологических изысканий;
  • обоснованности и достоверности показателей, в том числе расчетной или сметной стоимостей строительства (для объектов, финансируемых из государственного бюджета).

Данное требование установлено Положением о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР (утверждённым Постановлением Правительства КР от 30 мая 2008 года №252). В настоящее время данная экспертиза проводится на платной основе Департаментом государственной экспертизы при Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при ПКР (ГААСЖКХ). Экспертиза должна проводиться в течении 20-ти дней, в исключительных случаях может быть продлена дополнительно на 10 дней. Положительное заключение проектно-технической экспертизы ПСД, согласно вышеуказанному Постановлению, является основанием для получения по принципу «Единого окна» разрешения на строительство в территориальном органе ГААСЖКХ, а в Бишкеке – в Бишкекглавархитектуре при Мэрии г. Бишкек.

Обязательной экспертизе не подлежат проекты:

  1. частного строительства индивидуальных жилых домов не более двух этажей, площадью, не превышающей 300 кв. м;
  2. нежилых помещений сельскохозяйственного, подсобно-хозяйственного назначения с определенной площадью;
  3. объектов, строительство которых предполагается выполнять по типовым или повторно применяемым индивидуальным проектам, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, при условии размещения зданий на одной строительной площадке, без изменения их конструктивных и объемно-планировочных решений, генерального плана и инженерных сетей.

Проблема

Однако в данном Постановлении не учтены требования по получению заключений отраслевых экспертиз ПСД, предусмотренных иными законами.

К примеру, Законом КР «Об экологической экспертизе» от 16 июня 1999 года №54 и Законом КР «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» от 8 мая 2009 года №151 технико-экономические обоснования и проекты строительства подлежат государственной экологической экспертизе, проводимой Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при ПКР (ГАООСЛХ).

Как отмечали ранее эксперты Отдела по регулятивной реформе, есть также проблемы определения объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе. Так в Законе КР «Об экологической экспертизе» в ст. 3 предусмотрено, что «объектами экологической экспертизы кроме всего прочего являются проекты строительства, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду». Данная формулировка охватывает практически все виды объектов строительства. Однако, в другом позже принятом Законе КР «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР» в приложении 1 предусмотрен исчерпывающий перечень видов экономической деятельности, при планировании которых, требуется обязательная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проводится на платной основе и не должна превышать 3-х месяцев. Также стоит отметить, что перед проведением экологической экспертизы, требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на проект строительства.

Далее, недавним Законом КР от 7 июня 2016 года №78 «Об обеспечении пожарной безопасности»" предусмотрено обязательное проведение пожарно-технической экспертизы проектной документации «имущества физических или юридических лиц (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности». В данном случае перечень объектов экспертизы также определен нечетко. Пожарно-техническую экспертизу на данный момент проводит Агентство государственной противопожарной службы при МЧС КР на безвозмездной основе. Однако, на данный момент нормативно не закреплены порядок и сроки проведения данной экспертизы.

Также 2 августа 2016 года Президентом КР был подписан Закон КР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», где проектная документация на строительство опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Данную экспертизу проводит Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования на бесплатной основе в течении 1 месяца. Однако, еще не приняты подзаконные акты во исполнение нового закона, где должен быть предусмотрен порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения.

Законом КР от 26 июля 2011 года №137 «Об энергетической эффективности зданий» предусмотрена обязательная энергетическая сертификация жилых, общественных, административных и многофункциональных непроизводственных зданий на стадии проектирования с выдачей энергетического сертификата и определением класса энергетической эффективности здания. Обязательность сертификации не распространяется на индивидуальные жилые дома (не более 150 кв. м), на временные объекты, дачные дома, объекты подсобно-хозяйственного, религиозного назначения, памятники истории и культуры. Проведение данной сертификации возложено на специалистов, сертифицированных ГААСЖКХ. Сертификация проводится на платной основе, однако сроки проведения сертификации нормативно не установлены. На данный момент требования обязательной энергетической сертификации не реализованы на практике, нет сертифицированных специалистов.

Также остаются вопросы по реализации требований Закона КР от 7 июля 1998 года №88 «Об энергосбережении», где предусмотрена государственная экспертиза энергетической эффективности (энергетическая экспертиза) энерготехнологической части ТЭО и ПСД на строительство новых и расширение (реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) существующих предприятий, зданий, сооружений. В данном случае исходя из положений Закона нет конкретизации объектов строительства, подпадающих под экспертизу. Это означает, что под данную экспертизу подпадают все виды зданий и сооружений, потребляющие топливно-энергетические ресурсы. Усматривается дублирование энергетической экспертизы и энергетической сертификации ПСД непроизводственных объектов. Порядок проведения государственной экспертизы энергетической эффективности должен быть установлен Правительством, однако на данный момент нет подзаконных актов. Ранее, эксперты ОРР на заседании Совета по регулятивной реформе рекомендовали исключить данное дублирование.

Разрозненные, а в отдельных случаях противоречащие друг другу требования законодательства по порядку проведения экспертизы ПСД на строительство приводит к задержке сроков начала строительства, коррупционным рискам, сложности правоприменительной практики и снижения инвестиционной привлекательности строительной отрасли.

Международный опыт

В практике стран СНГ существует проведение комплексной экспертизы проектной документации (ТЭО и/или проектно-сметной документации) на строительство новых объектов по принципу «единого окна», которое включат проведение не только проектно-технической экспертизы одним органом, но и проведение экспертизы на соблюдение пожарной, экологической, промышленной, санитарно-эпидемиологической, ядерной, радиационной безопасности, энергоэффективности и других требований законодательства. Так в Казахстане и Украине проводится комплексная экспертиза как независимыми специалистами, так и государственными экспертными организациями. К государственной монополии относятся потенциально опасные объекты строительства и объекты, финансируемые за счет государственного бюджета (в том числе местного бюджета, и бюджета организаций с государственной долей).

Рекомендации

Безусловно строительство зданий и сооружений подлежит техническому регулированию, а определенные объекты строительства подлежат независимой сторонней экспертизе на стадии проектирования. Однако, данная процедура должна быть понятной, доступной и не обремененной излишними ненужными административными барьерами.

Для этого предлагается внедрить комплексную экспертизу проектной (проектно-сметной) документации на строительство по принципу «Единого окна». В данном случае на экспертную организацию возлагается обязанность проведения всех требуемых на данный объект экспертиз. Если та или иная экспертиза проводится государственным органом, то экспертная организация обеспечивает получение данной экспертизы и в итоге составляет сводное заключение.

Комплексная экспертиза решает проблему разрозненных процедур проведения экспертизы, когда предпринимателю (заказчику, проектной организации) процедура экспертизы проста и понятна, не нужно ходить по разным государственным органам, сдавая одну и ту же документацию на экспертизу. Бизнес контактирует непосредственно с одной экспертной организацией и в итоге получает сводное заключение по всем видам необходимых экспертиз.

Комплексная экспертиза также снижает коррупционные риски такие как частый непосредственный контакт с разными государственными органами, проводящими экспертизу. Также существующие на данный момент коллизии в законодательстве по процедуре, срокам, объектам экспертиз повышают дискреционные полномочия госорганов, когда госорган толкует нормы по своему усмотрению. Примером коррупциогенных факторов может послужить открытый перечень объектов подлежащих экологической экспертизе. Также унификация процедур экспертизы приведет к снижению ожидания заключения экспертизы, так как будет предусмотрено параллельное проведение необходимых экспертиз.

Рекомендуется расширить объекты строительства, проекты которых могут быть подвержены экспертизе частными экспертными организациями. Это приведет к развитию в Кыргызстане отдельного направления как институт частных экспертных организаций. К примеру, в Казахстане на данный момент работают 67 аккредитованных экспертных организаций, 225 аккредитованных специалистов по экспертизе ПСД.  Безусловно в целях соблюдение безопасности, к данным специалистам и экспертным организациям должны быть предъявлены высокие требования квалификации, персональная ответственность за результаты экспертизы, вплоть до уголовной. Следует исключить конфликт интересов.

Рекомендуется оставить государственную экспертизу лишь для проектов строительства потенциально опасных объектов (заводы, фабрики, мосты, ГЭС и т.д.) экспериментальных объектов, также для объектов, строительство которых финансируется с государственного бюджета.

По данным ГААСЖКХ за 2015 год по 1711 объектам выданы экспертные заключения.  

Согласно подсчету по методике стандартных издержек бизнеса внедрение комплексной экспертизы в среднем приведет к экономии затрат бизнеса на 6.3 млн. сом и до 44,5 тыс. часов в год. Подобная экономия будет в результате сокращения таких процедур как самостоятельное получение заключения специализированных экспертиз (пожарно-техническая, экологическая и т.п.), сокращение срока изучения предпринимателем нормативно-правовой базы и порядка проведения необходимых экспертиз.

В итоге, внедрение комплексной экспертизы приведет не только упорядочиванию законодательства, исключая коллизии и пробелы в части экспертизы проектной документации на строительство, но и к минимизации коррупционных рисков, снижению ненужных, необоснованных административных барьеров, внедряя единую и понятную для предпринимателя процедуру экспертизы.

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса