Лицензия на осуществление аудиторской деятельности — повторное подтверждение профессиональных навыков?

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности — повторное подтверждение профессиональных навыков?
Наталья Слепченко, эксперт отдела по регулятивной реформе проекта «Системный анализ регулирования»
 
В Кыргызстане согласно данным Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР на сентябрь 2015 года числится 27 лицензированных аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве ИП, из них около 65% зарегистрированы в Бишкеке и в Чуйской области, аудиторских организаций – 101, где около 80% зарегистрированы в Бишкеке. Из этого ясно, что лицензируемых индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в целом, по стране немного, и подавляющее большинство сосредоточено в столице.

 

Согласно Закону КР «Об аудиторской деятельности», аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный сертификат аудитора.

Наличие указанного сертификата в последующем является одним из основных требований для получения соответствующей лицензии, это касается как индивидуальных аудиторов, так и аудиторских организаций.

Однако по факту, система лицензирования аудиторской деятельности больше походит на повторную оценку квалификационных навыков, т.к. половина требуемых для лицензирования документов касается подтверждения профессиональной компетенции потенциального лицензиата.

К примеру, обязательны к представлению копии документов, подтверждающих наличие высшего экономического образования или иного высшего образования, копия трудовой книжки, документы, подтверждающих наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов, включая руководителя исполнительного органа. При этом, копии дипломов и трудовой книжки уже были представлены заявителем ранее в уполномоченный орган для допуска к сдаче квалификационного экзамена.

По сути, аудитор, успешно прошедший экзамен и получивший сертификат, уже подтвердил свою квалификацию и вызывает неясность обязательное повторное представление одних и тех же нотариально заверенных документов.

Следует отметить, что лицензирование аудиторской деятельности противоречит нормам Закона КР «О лицензионно-разрешительной системе в КР». Согласно статье 2, Закон не распространяется на систему оценки квалификации и профессиональных навыков, т.е. данная сфера не подлежит лицензированию и регулируется другими методами (в рассматриваемом случае аудитор уже получает соответствующий сертификат и подтверждает профессионализм в рамках экзамена). Кроме этого, осуществление аудиторской деятельности не наносит вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности.

Лицензионные требования к аудиторам и аудиторским организациям, установленные Временным положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области небанковского финансового сектора (утвержденным ППКР от 12 декабря 2016 года № 661), полностью дублируют статьи 1, 3, 4, 5, 9 и 11 Закона КР «Об аудиторской деятельности», регламентирующие общие требования к аудиторской деятельности, которые и так подлежат соблюдению субъектами предпринимательства вне зависимости от того лицензируется деятельность либо нет.

Рекомендации

В первую очередь, руководствуясь нормами Закона КР «О лицензионно – разрешительной системе в КР», следует упразднить лицензирование аудиторской деятельности, оставив за уполномоченным органом выдачу квалификационного аттестата.

В качестве примера в данной области может послужить опыт России, где отказались от лицензирования аудиторской деятельности еще в начале 2010 года, путем перехода к саморегулированию. Там, аудитору необходимо получить соответствующий квалификационный аттестат и являться членом саморегулируемой организации (членство в СРО также обязательно для аудиторских организаций). А саморегулируемая организация не только выдает вышеназванный аттестат, но и отвечает в дальнейшем за организацию курсов повышения квалификации, которые аудиторы обязаны проходить в течение каждого года.

В Белоруссии также лицензирование аудиторской деятельности отменено несколько лет назад. Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя по итогам получения квалификационного аттестата, выдаваемого Министерством финансов РБ.

В Кыргызской Республике отмена лицензирования аудиторской деятельности будет способствовать более свободному доступу на рынок аудиторских услуг и росту количества субъектов, в частности, в регионах. Кроме этого, отмена лицензирования сократит некоторые затраты предпринимателя. В среднем, ежегодно выдается около 15 лицензий, согласно проведенным расчетам, один предприниматель для получения указанного разрешительного документа затрачивает около 4000 сом, включающих затраты на сбор документов, оплату государственной пошлины, транспортные расходы, а также стоимость затраченного времени.

Также следует отметить, что при отмене лицензирования, риски, связанные с отсутствием контроля аудиторской деятельности минимальны, поскольку аудиторы и аудиторские организации могут руководствоваться Законом КР «Об аудиторской деятельности», который полностью устанавливает требования к организации деятельности в данной области.

Вышеназванные рекомендации предложены к рассмотрению Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР.

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса