Количество документов необходимых для осуществления таможенных процедур можно снизить, сократив при этом 24 млн сомов расходов предпринимателей

Количество документов необходимых для осуществления таможенных процедур можно снизить, сократив при этом 24 млн сомов расходов предпринимателей

        Отдел по регулятивной реформе проекта «Системный анализ регулирования» Правительства и Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке, предлагает внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление экспортно-импортных таможенных операций в Кыргызской Республике, в целях сокращения количества требуемых документов, минимизации коррупционных рисков, а также повышения позиций страны в рейтинге «Doing Business».

В связи с тем, что экспортно-импортные операции являются основной составляющей международной торговли и оказывают положительное воздействие на привлечение иностранных инвестиций, развивают экспорт и, напрямую воздействуют на ценообразование, государственным органам Кыргызской Республики необходимо всячески содействовать предпринимателям при осуществлении ими таможенных операций.

В настоящее время, в Кыргызской Республике в сфере международной торговли занято около 70 тысяч предпринимателей. Все они осуществляют импортные и экспортные таможенные операции, регулируемые инструкцией «О порядке совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров и транспортных средств под таможенные процедуры и порядке проведения определенных форм таможенного контроля» (утверждено постановлением Правительства КР № 564 от 10 августа 2015 года).

Проблемные вопросы для бизнеса:

           Отделом по регулятивной реформе проводился анализ исследований международных организаций, велись опросы фокус-групп, а также консультации с представителями Министерства экономики, Государственной таможенной службы, Центра стандартизации и метрологии, Госпредприятия «Центр «единого окна» в сфере внешней торговли», представителями бизнеса из: Ассоциации таможенных брокеров, Ассоциации грузоперевозчиков и логистики, участниками ВЭД, а также представителями международных организаций. По результатам анализа были получены сведения, что для экспорта отечественной продукции из Кыргызской Республике предпринимателям необходимо предоставить в Таможенную Службу – 14 документов, для импорта товаров – 12 документов.


Список документов, запрашиваемые у бизнеса:

 

           Указанное количество документов, в значительной степени усложняет процедуру таможенного оформления. Документы дублируют друг друга по содержанию, меняется лишь название, что в конечном итоге приводит к путанице и усложняет ведение бизнеса. Отсутствие конкретизированных требований к предоставляемым документам, приводит к многочисленным спорам предпринимателей с должностными лицами таможенных органов. Кроме того, повышается риск возникновения коррупционной составляющей, когда отдельный сотрудник Таможенной службы имеет возможность требовать или не требовать отдельные документы.

Рекомендации

         В результате анализа сложившейся ситуации и обсуждений проведенных экспертами Отдела Регулятивной Реформы, с представителями Государственной таможенной службы, Министерства Экономики и бизнес-сообществ было предложено оптимизировать и сократить перечень документов, указанных в инструкции, тем самым вместо 14 документов при экспорте оставить 3, вместо 12 документов при импорте оставить 9.

Данная рекомендация, была вынесена и положительно рассмотрена 8 июня 2017 года, на Совете по регулятивной реформе под председательством Премьер-министра Кыргызской Республики. По итогам которого, Государственной Таможенной Службе было поручено до 1 сентября 2017 года внести на рассмотрение проект НПА.

       Важно отметить, что принятие данных рекомендаций позволит снизить затраты времени предпринимателей на прохождение административной процедуры, повысят эффективность предоставляемых государственных услуг, минимизируют коррупционные риски, связанные с двояким толкованием списка и перечня документов, необходимых для осуществления таможенных операций.

Сокращение списка документов позволят бизнесу сэкономить приблизительно 24 млн. сомов и 180 тысяч часов.

        Предполагается, что вышеуказанные изменения окажут положительное влияние на повышения рейтинга Кыргызской Республики по показателям «Ведение бизнеса» Всемирного Банка. В частности, после реализации запланированных реформ, по предварительным подсчетам показатели Кыргызской Республики по индикатору «Международная торговля» повысятся на 13 позиций, с 79 на 66 место.

Кроме того, рейтинг Кыргызской Республики в общем показателе по странам повысятся с 75 на 71 позицию, что соответствует целевым показателям страны в рамках Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР).

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса