Какие проблемы имеются при регистрации юридического лица?

Какие проблемы имеются при регистрации юридического лица?

Какие проблемы имеются при регистрации юридического лица?

Эксперты Отдела по регулятивной реформе проекта «Системный анализ регулирования» Жанабиль Давлетбаев и Зарема Аскарова

В 2009 году Законом КР "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" была изменена система регистрации юридических лиц. Одним из новшеств новой системы регистрации стал принцип «единого окна», когда заявитель одновременно с регистрацией в качестве юридического лица в органах юстиции, проходит регистрацию в налоговых органах (ГНС), органах социального фонда с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и общего идентификационного кода предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (ОКПО) в органах статистики.

Однако, принцип «единого окна» до сегодняшнего дня на практике не реализован полностью. После получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица, филиала (представительства) предприниматели вынуждены обращаться в ГНС для учетной регистрации и Соц. фонд для получения извещения страхователю. Стоит отметить, что документы, которые предоставляются в упомянутые госорганы соответствуют документам, предоставляемым для регистрации в Минюст. Это подтверждается и экспертами Всемирного банка при измерении и подсчете Рейтинга благоприятности условий для предпринимательской деятельности Doing business в Кыргызстане1.

В свете популяризации безналичного расчета почти все предприниматели открывают банковский счет, но банки при открытии счета для юридических лиц требуют справку с ГНС о факте налоговой регистрации, а иногда справки со статистических органов и с Соцфонда, что для предпринимателя является дополнительным основанием «похода» по этим ведомствам

Данное требование законодатель заложил в статье 126 Налогового кодекса КР (НК КР), где банки обязаны открывать счет организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении справки органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица является документом, подтверждающим факт образования юридического лица и прохождения регистрации в налоговых органах, органах Соцфонда и статистики. Более того, Закон КР «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов, представительств» устанавливает норму, что после прохождения государственной регистрации (перерегистрации) по принципу "единого окна" дополнительной регистрации и постановки на учет в налоговых органах, органах статистики и Социального фонда не требуется.

Для работоспособности указанной нормы Правительство утвердило Порядок взаимодействия регистрирующего органа с налоговыми органами, органами статистики и Социального фонда, а также иными государственными органами с целью обеспечения государственной регистрации (перерегистрации) по принципу «единого окна».

Таким образом, требование справок с ГНС о факте налоговой регистрации является нелогичным требованием, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица есть все необходимые для открытия банковского счета данные. В данном случае имеет место юридическая коллизия, которая возникла в результате введения принципа «единого окна» при государственной регистрации юридического лица и должна была быть устранена. Однако, в Налоговый кодекс КР не были внесены изменения, исключающие предоставление справки с налогового органа.

Для полного внедрения принципа «единого окна» предлагается следующее решение:

1. Заинтересованным государственным органам провести работу по определению необходимой информации для налоговых органов и органов Социального фонда для постановки на учет. Всю необходимую информацию включить в регистрационное заявление, которое заполняет заявитель при сдаче документов для государственной регистрации. Министерством юстиции проводится работа по внедрению онлайн регистрации, система онлайн регистрации также должна включать в себя эти данные.

2. Придать государственному реестру юридических лиц Кыргызской Республики статус единственного официального источника, подтверждающего факт создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Государственный реестр юридических лиц должен вестись по номеру ИНН.

3. Получение Свидетельства о государственной регистрации перевести на добровольную основу. В случае необходимости, будет выдаваться выписка из Государственного реестра юридических лиц Кыргызской Республики.

4. Исключить из законодательства требование о предоставлении Свидетельства о государственной регистрации юридического лица при обращении юрлица в какие-либо органы для получения их услуги и т.д. Заинтересованное лицо для получения информации может руководствоваться информацией, содержащейся в Государственном реестре юридических лиц Кыргызской Республики.

5. Определить, что единственным номером идентификации юридического лица является ИНН. Код ОКПО, регистрационный номер МЮ должны быть привязаны к нему. Учет юридических лиц должен вестись только по одному единому номеру

6. Все государственные реестры вести по коду ИНН. ИНН распространить на все действия, осуществляемые юридическим лицом и сопровождение этих действий в государственных органах.

Внести изменения в статью 126 НК КР, что обязательность наличия справки о факте налоговой регистрации для открытия счета в банке не распространяется на юр. лица.

170713_1

170713_2

Согласно экспертной оценке, основанной на методике стандартных издержек, вышеуказанные рекомендации позволять сэкономить на расходах бизнеса до 11,2 млн сом и 44,6 тыс. часов в год.

Экономия включает издержки налогоплательщиков на изучение и подготовку дополнительных документов, посещение предпринимателем органов налоговой службы, соцфонда, сдачи и получения справок, транспортные расходы и др.

Исключение дополнительных и ненужных процедур, внедрение электронной регистрации юр. лица позволит не только сэкономить расходы бизнеса, снизить бюрократическую волокиту и коррупционные риски, но и позволит Кыргызстану занять передовые позиции в рейтинге Doing business по индикатору «Создание предприятий» (в 2017 году – 30-е место).

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса