Как получить справку о наличии задолженности?

Как получить справку о наличии задолженности?
Эксперт Отдела по регулятивной реформе проекта правительства «Системный анализ регулирования» Нурлан Шамканов предлагает свое видение рекомендационного характера в выдаче одной из востребованных бизнесом справок в Государственной налоговой службе КР.

Выдача справки об отсутствии или наличии задолженности – одна из самых востребованных услуг в Государственной налоговой службе (ГНС). Согласно Стандарту работы «Единого окна» налогового органа, утвержденный приказом ГНС при ПКР от 26.08.2016 №198, справка об отсутствии или наличии налоговой задолженности выдается через 3 дня после подачи заявки, срок действия 30 дней.

Согласно Закону КР «О государственных закупках», данная справка обязательна для участия в тендерах (при отсутствии справки участник не допускается к тендеру). По экспертной оценке, целевая группа субъектов предпринимательства составляет 34 тысяч (НСК КР, 2014) и для получения данной справки одним субъектом предпринимательства затрачивается 5 часов, и требуется 774 сома, за 2015 г. затраты бизнеса примерно составили 153 (тыс. часов) и 26,3 (млн. сом).

Проблемы

По информации представителей бизнес-сообщества, на практике получение такой справки занимает больше 3-х дней. Кроме того, справка не выдается при наличии задолженности.

Следует отметить, что отказ ГНС в выдаче справки с предложениями сначала оплатить налоги - неправомерны. На практике эта справка приобретает свойства инструмента по взысканию задолженности.

Также возникают вопросы с непризнанными долгами, при наличии которых предприниматель не может получить справку, соответственно, ему откажут в участии в тендере. В большинстве случаев вопросы с непризнанными долгами решаются в судебных разбирательствах и могут затянуться на годы.

Важно отметить, что понятие вышеуказанной справки в налоговых нормативных актах отсутствует - в Налоговом Кодексе имеется только упоминание (справки налогового органа по месту налоговой регистрации собственника давальческого сырья об отсутствии у него налоговой задолженности.), и в Положении о порядке взыскания налоговой задолженности от 7 апреля 2011 года №144 есть только форма заявления.

Помимо того, названия документа разнятся, например, в ГНС документ называется «Справка об отсутствии или наличии налоговой задолженности», а в Законе КР «О государственных закупках» справка называется «Справка о задолженности по налогам и страховым взносам». Вследствие чего могут возникнуть проблемы легитимности документа.

Зарубежный опыт

В соседних странах такой тип государственных услуг давно автоматизирован и предоставляется онлайн. Налогоплательщики получают возможность ежемесячно узнавать о наличии у них задолженности через интернет и вовремя их погашать. Таким образом, с помощью этого сервиса удалось учесть интересы государства и налогоплательщиков-своевременность уплаты налогов и увеличение поступлений в бюджет. При этом финансовые и временные расходы значительно сократились.

Следует отметить, что на заседании Совета по регулятивной реформе 7 июля 2016 года, эксперты Отдела по регулятивной реформе предлагали рекомендации по переходу к электронному формату выдачи справок. Данная рекомендация была одобрена Советом по регулятивной реформе, возглавляемым премьер-министром, для дальнейшей реализации. В настоящее время, с учетом данной рекомендации, Государственная налоговая служба проводит работу по оптимизации данной процедуры.

В Казахстане и в России пошли еще дальше и законодательно исключили обязанность предоставлять в различные инстанции справки об отсутствии задолженности. Теперь, к примеру, в случае необходимости, государственный орган сам может направить электронный запрос и получить сведения о задолженности на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.

Рекомендации

Вопрос налоговых поступлений критичен, особенно при существующем дефиците госбюджета страны. И немаловажным вопросом является качество предоставления государственных услуг, влияющих на издержки бизнеса и государства. При наличии простых и понятных правил игры коррупционные риски снижаются. При этом важно учесть баланс между интересами государства и бизнеса.

В целях упрощения и устранения пробелов предлагается:

• дать четкое определение справки в НПА;

• регламентировать порядок официального отказа выдачи справки, (дополнить список документов, выдаваемых ГНС, решением об отказе выдачи справки);

• рассмотреть возможность установления определенной платы за ускоренную выдачу справки;

• отдельно рассмотреть и определить порядок получения справки заявителем с непризнанными долгами;

Также рекомендуется провести анализ отмены предоставления данной справки для участия в тендерах, так как она показывает отсутствие задолженности на определенный момент и имеет срок 30 дней, в течение которых налоговая задолженность может кардинально измениться. В качестве альтернативы можно применить опыт Казахстана и России, где компания может затребовать информацию о задолженности в любое время.

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса