Рекомендации отдела по регулятивной реформе по повышению безопасности и качества пассажирских перевозок

Рекомендации отдела по регулятивной реформе по повышению безопасности и качества пассажирских перевозок

Эксперт Отдела по регулятивной реформе Зарема Аскарова представляет рекомендации по повышению безопасности и качества пассажирских перевозок.

Ежедневно вопрос безопасности и качества пассажирских перевозок обсуждается в каждой семье. Несоблюдение правил дорожного движения, переполненные маршрутки, несоблюдение санитарных норм, предъявляемых к автомобилям, осуществляющим пассажирские перевозки. Список таких проблем бесконечный.

В соответствии с Законом «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» пассажирские перевозки (кроме легковых такси) являются лицензируемым видом деятельности. Лицензию выдает Министерство транспорта и дорожного хозяйства КР.

Лицензирование вводится в целях предотвращения нанесения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности, а также управления ограниченными государственными ресурсами. Таким образом, государство, в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства КР, выдавая лицензию перевозчику, гарантирует, что данный перевозчик сможет обеспечить безопасную перевозку пассажиров и берет на себя за это ответственность.

Однако, на деле пассажирские перевозки, особенно в городе Бишкек, нельзя назвать безопасными. Ежедневно, происходят дорожно-транспортные происшествия по вине маршруток, что означает, что перевозчики не соответствуют лицензионным требованиям и нарушают требования безопасности.

Несмотря на то, что пассажирские перевозки являются лицензируемым видом деятельности, лицензирование этого вида деятельности невозможно. Поскольку отсутствуют необходимые лицензионные требования. В законе КР «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» действующего с 2013 года, до сих пор не приняты нормативные правовые акты, регулирующие условия предоставления лицензии.

Кроме того, при проведении анализа данного вопроса, не была найдена информация о лицензиатах-перевозчиках, несмотря на то, что по закону должен вестись Реестр лицензий и разрешений.

На этапе становления системы передачи пассажирских перевозок частным компаниям лицензирование сыграло важную роль в упорядочении этого вида услуг. В настоящее время лицензирование уже не отвечает современным реалиям, необходимо применять уже другие механизмы регулирования деятельности по перевозке пассажиров.

Вместе с тем сами перевозчики также отмечают наличие определенных проблем, многие из которых касаются транспортного контроля.

Необходимо также отметить, что лицензия на осуществление пассажирских перевозок сама по себе не дает права осуществлять пассажирские перевозки. Поскольку в соответствии со ст. 21 Закона КР «Об автомобильном транспорте»: регулярные городские, пригородные и междугородные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются перевозчиками: 1) участвовавшим в конкурсе (тендере) на право обслуживания этих перевозок 2) получившими свидетельство на право их обслуживания и 3) заключившими контракт с организатором конкурса (заказчиком) на обслуживание выигранных маршрутов.

В этой связи, экспертами Отдела по регулятивной реформе предлагаются рекомендации с целью повысить безопасность и качество пассажирских перевозок:

- разработать Реестр перевозчиков и сделать его доступным для общественности;

- отменить лицензирование пассажирских перевозок как инструмент государственного регулирования с переводом лицензирования в сферу гражданских правоотношений. Лицензия будет выдаваться победителям конкурса на право обслуживания маршрутов;

- укрупнить компании-перевозчики;

- условия конкурса на обслуживание маршрутов должны будут обеспечивать параметры безопасности пассажирских перевозок;

- совместно с компаниями-перевозчиками разработать опознавательные знаки для каждой компании (это могут быть наклейки на автомобили, выкрашенный в разные цвета автомобильные номера и т.д.). Компания-перевозчик будет выдавать опознавательные знаки при найме перевозчика на работу и контролирующим органам не нужно будет останавливать автомобили для проверки наличия лицензии. Это повысит и ответственность компаний-перевозчиков, ведь они обязуются гарантировать безопасные перевозки;

- Рассмотреть возможность проведения конкурса на обслуживание 1 маршрута 2-3 компаниями-перевозчиками (для создания конкуренции, способствующему повышению качества перевозок). Пассажиры смогут выбирать те компании-перевозчики, которые предоставляют более качественные услуги.

 

 

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса