19 мая в Министерстве экономики КР прошел круглый стол «Регулятивная реформа в Кыргызской Республике»

19 мая в Министерстве экономики КР прошел круглый стол «Регулятивная реформа в Кыргызской Республике»

Организаторы круглого стола – Министерство экономики КР и Отдел по регулятивной реформе (ОРР - рабочий орган Совета по регулятивной реформе). Сама реформа проводится Правительством КР совместно с Центром ОБСЕ в Бишкеке. На круглом столе собрались представители самых разных отраслей: Союза банков, Ассоциации ювелиров, Международного делового совета, Ассоциации поставщиков, Ассоциации таможенных брокеров, Объединения бухгалтеров и аудиторов и т.д.

На круглом столе рассматривались три вопроса:

- Системный анализ регулирования (информация о предстоящей реформе),

- Участие бизнес-сообщества в проведении системного анализа регулирования;

- Перспективные реформы для достижения ускоренных результатов («быстрые реформы»).

Речь шла об этапах реализации реформы, ее выгодах для национальной экономики и том, какая роль отводится бизнес-сообществу, а также об уникальной базе данных «е-гильотина» и сайте, посвященном регулятивной реформе.

Комплексную и широкомасштабную реформу предстоит провести вместе со всеми заинтересованными сторонами – это 34 госоргана, бизнес-сообщество, донорские организации, экспертное сообщество. Реформа заключается во всестороннем пересмотре системы регулирования (т.е. систематизированном анализе всех нормативных правовых актов и оценке их соответствия законодательству, лояльности к бизнесу), а также в укреплении эффективности инструмента АРВ (анализа регулятивного воздействия).

-Многим известно, что в нашей стране имеется достаточно нормативных правовых актов, которые регулируют деятельность предпринимателей и взаимодействие со всеми государственными институтами. - говорит Олег Панкратов, министр экономики. - Однако, изменяющаяся экономическая среда требует постоянного пересмотра нормативных актов для более эффективного управления процессами регулирования взаимоотношений бизнеса и государства. Данная реформа предполагает обработку огромного массива нормативно-правовых актов (НПА), которые тем или иным способом регулируют предпринимательство. Но нам потребуется как минимум два года, чтобы выйти на конечный результат.

- Цель регулятивной реформы – повышение экономической конкурентоспособности страны и улучшение бизнес-среды, - говорит Индира Арунова, глава ОРР. - Это достигается за счет снижения регулирования бизнеса, минимизации коррупции и применения эффективных методов госрегулирования. Экономическими результатами этого станут стимулирование активности реального сектора экономики, создание более благоприятных условий для бизнеса и частных инвестиций, создание дополнительных рабочих мест и конкурентные преимущества для Кыргызстана при вступлении в ЕАЭС.

Реформа проходит в три этапа.

-  Это 1) инвентаризация НПА и согласование с бизнес-сообществом, в результате чего получаем исчерпывающий перечень НПА, регулирующих бизнес, 2) анализ и оценка НПА госорганами, консультации с бизнесом и получение его рекомендаций, в результате чего получаем перечень НПА, необоснованно препятствующих бизнесу, 3) разработка рекомендаций об отмене или внесении изменений в НПА, - рассказывает Аяз Джаркынбаев, консультант ОРР.

Данный круглый стол пройдет специально для бизнес-сектора, которому презентовали результат первого этапа реформы - перечень НПА в сфере предпринимательства, составленный 34-мя задействованными в реформе госорганами. Сейчас, на втором этапе, активно вовлекается бизнес, который определит свои возможности в дальнейшем процессе реформирования: предполагается широкое участие бизнеса в инвентаризации законодательства, его анализе и оценке (причем основными критериями оценки НПА являются законность, прозрачность, согласованность и противодействие коррупции, необходимость НПА, учет интересов бизнеса). Делать это частный сектор сможет благодаря базе данных «е-гильотина», созданной авторитетной международной компанией «Якобс, Кордова и партнеры»: она является источником исчерпывающей информации о законодательстве КР, регулирующем предпринимательство, и об административных процедурах, сопутствующих предпринимательской деятельности. Любое заинтересованное лицо может зарегистрироваться в этой базе, чтобы участвовать в обсуждении реформы и давать комментарии к каждому НПА.

Предпринимателям были также предложены так называемые «быстрые реформы», которые заключается в определении приоритетов, поиске возможностей в снижении регулятивной нагрузки на предпринимателей. Они представляют собой квинт-эссенцию самых актуальных для бизнеса вопросов.

- Целью «быстрых реформ» является снижение регулятивной нагрузки на предпринимательскую деятельность через реализацию наиболее перспективных реформ, - поясняет Нурадил Раимбеков, консультант ОРР. - От бизнеса ждут предложений насчет оптимизации количества и форм налоговой и неналоговой отчетности и платежей, увеличения минимального порога НДС, отмены налога с продаж без увеличения ставки НДС, сокращения количества административных процедур по экспорту и импорту товаров, упрощения регистрации для индивидуальных предпринимателей, работающих по патенту.

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса