«Гильотина» и «шок ответственности» у госорганов ведут к развитию страны

«Гильотина» и «шок ответственности» у госорганов ведут к развитию страны
Издание: Akipress
http://analitika.akipress.org/news:5225

Госконтроль, коррупция, бюрократизм – все эти вещи знакомы Сезару Кордове не понаслышке. Выпускник Национальной школы администрации Франции, он не только скрупулезно исследовал эти вопросы, но потом на практике упрощал административные механизмы в разных странах. Сезар Кордова отныне частенько заглядывает и в нашу страну, где с недавних пор взялись за глобальный пересмотр нормативной базы, о которую «спотыкаются» бизнесмены и «благодаря» которой Кыргызстан никак не выйдет на конкурентоспособный уровень экономики.

Итак, наша республика при содействии Центра ОБСЕ в Бишкеке проводит реформу «Системный анализ регулирования», охватившую 34 госоргана. И делает это не без участия Кордовы: его компания «Jacobs, Cordova & Associates» является ведущей организацией в мире в области регулятивной реформы и разработчиком специальной программы «e-Guillotine». «Гильотина» позволяет быстрый пересмотр законодательства и выявление НПА и их отдельных положений, являющихся экономически неэффективными и нецелесообразными. Она представляет собой реестр всех НПА, включающий досье на каждый нормативно-правовой акт, анализ его по определенным критериям (законность, целесообразность, дружественность бизнесу, наличие коррупционных лазеек и т.п.), оценку экономического эффекта и результативности, включая возможные издержки для государства и бизнеса, и т.д. Пересмотр НПА методом «Гильотины» успешно применялся в 12 странах и помог сократить и упростить более 25 тыс. нормативно-правовых актов, что на сегодняшний день позволяет бизнесу сэкономить более 7,8 млрд долларов в год.

Сейчас отдел по регулятивной реформе проводит инвентаризацию таких документов и оценку возможных выгод для страны. А пока мы беседуем с Сезаром.

- Вы не впервые в КР и смогли познакомиться с его реалиями. Как вы можете описать нашу страну? С чем она ассоциируется, наши люди, наши чиновники?

- Я впервые работал с правительством Кыргызстана в 2010 году, с тех пор я узнал многое об этой удивительной и прекрасной стране, но я все еще надеюсь узнать гораздо больше в ближайшие месяцы. Мне понравилось здесь работать: Кыргызстан всегда старается стать лидером регуляторной реформы в регионе. Конечно же, совокупность политических обстоятельств за последние годы осложнила ситуацию и замедлила прогресс. Тем не менее, я чувствую дух реформы в стране сегодня, в частности, уже с начала этого года видны усилия государства в запуске амбициозного проекта «Системный анализ регулирования».

- Национальная школа администрации Франции, которую вы закончили, является кузницей топ-менеджеров для всего мира. Однако, вы не стали возглавлять правительство, например. Или для вас возможность влиять на законодательство – тоже определенная власть? Зачем вы ездите по миру и внедряете идею гильотины НПА?

- Действительно, Национальная школа администрации (или ENA) является одним из ключевых компонентов процесса перестройки Франции после Второй мировой войны. ENA обучила для правительства небольшую, но чрезвычайно компетентную и преданную группу технократов и регуляторов (контролеров). Эта группа разработала и реализовала весьма комплексную правовую и регуляторную реформу, которая помогла стране извлечь выгоду из рыночной экономики. В этом смысле НША и институты других стран доказали, что экономический успех страны напрямую связан с хорошим законодательством при условии эффективного, прозрачного и целесообразного применения. Иными словами, успешная экономика требует хороших законов и положений, а хорошие законы и положения требуют достойных контролеров и администраторов.

- Откуда вообще взялась идея «гильотины»?

- Шведский парламент был одним из первых, применивших метод гильотины в нормативно-правовой области еще в конце 80-х годов. В то время парламент официально потребовал, чтобы государственная администрация пересмотрела, обосновала все положения и сохранила только те из них, которые можно было считать социально и экономически целесообразными. Все инструкции, которые не отвечали критериям, автоматически были отменены. В этом смысле обеспечение «гильотины» требует высокой политической воли со стороны правительства.

- Какие из ваших проектов считаются наиболее успешными? С чем вообще связан успех или неудача страны?

- Наиболее успешными «гильотинами», которые я видел в мире, являются те, которые создают «шок ответственности» среди регуляторов. Впервые от министерств потребовалось быть подотчетными и способными быстро обосновать, по какой причине те или иные положения или законы должны остаться в применении. Я считаю, что Мексика, Вьетнам, Молдова и Хорватия являются теми странами, которые использовали «гильотину» в качестве платформы для создания современной, эффективной прозрачной и целесообразной нормативной базы. Но позвольте мне подчеркнуть, что «гильотина» - это инфраструктура, благодаря которой позже Вы можете провести новые реформы и обучить лучших контролеров.

- Кыргызстан по признанию обладает хорошей законодательной базой, однако, она не работает. Несколько лет подряд говорят о том, что здесь легко открыть бизнес. И при этом постоянно поднимают вопрос о плохой инвестиционной привлекательности и раздутой законодательной базе. В чем причина такого парадокса, на ваш взгляд?

- Закон или постановление — это не только бумага, содержащая благие намерения. Надлежащая правовая формулировка является необходимым, но недостаточным условием, когда страна хочет иметь высококачественные законы и регулирования. Чтобы нормы и правила были целесообразными, требуется гораздо больше. Кыргызстан лидирует в модернизации своей нормативно-правовой базы, но многие нормативно-правовые акты по-прежнему не исполняются должным образом и не соблюдаются гражданами и бизнесом. Для этого недостаточно иметь надлежащие нормативные-правовые тексты, нужны хорошие администраторы и контролеры, которые могли бы периодически пересматривать, оценивать и определять действенность и эффективность этих норм. Следует также отметить, что успешные страны идут к результату много лет, готовя постоянный обзор, прежде чем создать качественную систему регулирования.

- Есть еще один фактор: кыргызстанские бизнесмены устали верить оптимистическим заявлениям властей. Они говорят, что из тысячи замечательных инициатив мало что реализовалось и смысла идти на контакт и давать рекомендации нет. Как преломить ситуацию? Ведь в противном случае это будет игра в одни ворота.

- Многие реформы терпят неудачу, как правило, из-за отсутствия надлежащей методологической базы, нехватки времени и отсутствия достаточных ресурсов (кроме того, конечно, необходимой политической воли, как уже говорил). Проекты без этих компонентов создают большую надежду и завышенные ожидания у всех заинтересованных сторон, которые в конце могут быть не достигнуты. Насколько я понимаю, Отдел регулятивной реформы, имея поддержку со стороны правительства и сильную поддержку со стороны ОБСЕ, закрепил эти компоненты. Конечно, «гильотина» может потерпеть неудачу, но я полагаю, что у этой инициативы есть самые большие возможности для успеха. Давайте посмотрим, как ситуация будет развиваться в ближайшие несколько месяцев.

- Пересмотр законодательства на снятие административных барьеров для бизнеса и снижение коррупции. Но мир доказал: коррупционеры исчезают с ужесточением наказания и показательными казнями. Может ли оптимизация нормативно-правовых актов оградить граждан от взяточников?

- Коррупция представляет собой очень сложное явление со многими аспектами и особыми обстоятельствами, связанными с историей и контекстом той или иной страны. Я не думаю, что существует единое средство для искоренения коррупции. Однако, полагаю, что некачественные законы и правила провоцируют коррупцию, в частности, обеспечивая слишком широкую свободу действий в их исполнении и интерпретации. Таким образом, «гильотина» пытается уменьшить чрезмерную свободу действий и улучшить прозрачность и ответственность госорганов. Я надеюсь, что эти усилия будут поддерживаться и будут дополняться другими ключевыми инициативами.

- Предположим, что на уровне министерств и ведомств реформа сработала. Но она опускается вниз, в регионы – и тут не факт, что она не встанет. Что надо предусмотреть нам?

- Давайте дождемся, когда мы сможем достичь успеха на национальном уровне, а потом оценим уровень на субнациональном уровне. Успех реформы — мать других успешных реформ. Отдел по регулятивной реформе и пересмотр законодательства на национальном уровне необходимо рассматривать как платформу для дальнейшего совершенствования, и вы никогда не должны забывать, что улучшение качества регулирования является бесконечным процессом.

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса