Бизнес без барьеров

Издание: Индустриальный Кыргызстан
http://ik.expoportal.kg/wp-content/uploads/2015/07/IK-4.pdf

Недавно стали известны первые результаты реформы, нацеленной на уменьшение числа административных барьеров для местного бизнеса и коррупционных проявлений в отношении предпринимателей. Напомним, что регулятивная реформа реализуется правительством КР совместно с Центром ОБСЕ в Бишкеке.

С осени 2014 года Отделом по регулятивной реформе (ОРР) был проведен первичный анализ более чем 72000 действующих нормативных правовых актов, из которых отобрали регулирующие предпринимательство. Далее работа продолжилась в 34 госорганах страны. 84 члена рабочих групп министерств и ведомств с марта 2015 года провели инвентаризацию своих отраслевых НПА,  отфильтровав законы, указы и положения, регулирующие взаимоотношения с бизнесом. В  результате госорганы выявили у себя 1 487 таких НПА. ОРР сформировал общий перечень нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, заполнив уникальную базу данных «е-Гильотина», которую установили на базе Центра «единого окна» в сфере внешней торговли министерства экономики Кыргызстана. Его-то и обсудили с бизнес-сообществом.

Далее работа прошла уже среди самих предпринимателей и экспертов, которые добавили к списку еще 864 НПА, упущенных чиновниками. Утвердив окончательный список актов (который, кстати, пересмотру после утверждения уже не подлежит),участники процесса перейдут ко второму этапу реформы. После такой внушительной и масштабной подготовительной работы госорганы, а затем и частные предприниматели, а также бизнес-ассоциации приступят к анализу и оценке НПА по ряду критериев: законность, необходимость и обоснованность нормативных правовых актов, степень их влияния на экономическое развитие и конкуренцию в стране, противодействие коррупции, прозрачность и стабильность госрегулирования (выявление дублирования и противоречий в иерархии НПА).

В общую базу данных «е-Гильотина» (http://e-guillotine.kg/) к каждому НПА будет дано своеобразное «досье», включающее в себя характеристику всех упомянутых критериев. Все данные будут открыты и доступны как предпринимателям, так и общественности в целом.

Итогом второго этапа реформы, по замыслу, станет перечень НПА, необоснованно препятствующих бизнесу. Этот «черный список» и будет рекомендован правительству для внесения в них изменений, дополнений, упрощения либо аннулирования как ненужных. Планируется, что перечень будет готов уже в ноябре этого года. И, как пообещал премьер-министр Темир Сариев, реформа не станет очередным «бумагомарательством», а поможет «создать хорошие условия для предпринимателей и добиться конкурентоспособности страны через создание понятной, четкой и, самое главное, работающей законодательной системы».

– Проект актуальный, нужный. Давно уже был необходим системный анализ. В скорейшем времени и с максимальными результатами. Поскольку очень много нормативно-правовых актов, законных, подзаконных актов, которые вступают в противоречия друг с другом. И не в пользу бизнеса. Вопросы у предпринимателей начинаются на этапе реализации тех или иных постановлений, указов и решений. Анализ даже одного нормативно-правового акта требует больших сил, времени, знаний, человеческих ресурсов. А тут целый комплекс законодательства, инвентаризацию которого необходимо провести в сжатые сроки. Это очень большая работа. Мне кажется, она займет 2-3 года. А то и больше. За те сроки, которые ставит ОРР, это нереально провести.

- Результат будет, если министерства возьмутся за работу основательно, - отмечает Бурул Фаридинова, исполнительный директор Бишкекского делового клуба. - Нужна большая активность от бизнес-сообщества и политическая воля, потому что на уровне правительства реформа, возможно, и пройдет. А вот Жогорку Кенеш может ничего не принять. И вся работа пойдет насмарку. Нужна поддержка и от депутатов, экспертов в тех сферах, где бизнес менее активен. Тогда будет виден реальный результат реформы.

Маргарита ЛАЗУТКИНА.

По данным ОБСЕ, аналогичная работа в других странах положительно сказалась на их экономиках.  Так, в Корее сокращение административных процедур на 49% и упрощение их на 22% принесли в бюджет страны почти 53 миллиарда долларов, в Хорватии после сокращения на 15% и упрощения на 10% – 65,6 миллиона долларов, а в Армении – так вообще 155 миллионов (там было сокращено 22% административных процедур и упрощено 55%).

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса