Какие проблемы имеются при регистрации юридического лица?

Какие проблемы имеются при регистрации юридического лица?
Издание: akipress
http://analitika.akipress.org/news:5505
Какие проблемы имеются при регистрации юридического лица?
 

Эксперты Отдела по регулятивной реформе проекта «Системный анализ регулирования» Жанабиль Давлетбаев и Зарема Аскарова 

В 2009 году Законом КР "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" была изменена система регистрации юридических лиц. Одним из новшеств новой системы регистрации стал принцип «единого окна», когда заявитель одновременно с регистрацией в качестве юридического лица в органах юстиции, проходит регистрацию в налоговых органах (ГНС), органах социального фонда с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и общего идентификационного кода предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (ОКПО) в органах статистики.
 

Однако, принцип «единого окна» до сегодняшнего дня на практике не реализован полностью. После получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица, филиала (представительства) предприниматели вынуждены обращаться в ГНС для учетной регистрации и Соц. фонд для получения извещения страхователю. Стоит отметить, что документы, которые предоставляются в упомянутые госорганы соответствуют документам, предоставляемым для регистрации в Минюст. Это подтверждается и экспертами Всемирного банка при измерении и подсчете Рейтинга благоприятности условий для предпринимательской деятельности Doing business в Кыргызстане1.

В свете популяризации безналичного расчета почти все предприниматели открывают банковский счет, но банки при открытии счета для юридических лиц требуют справку с ГНС о факте налоговой регистрации, а иногда справки со статистических органов и с Соцфонда, что для предпринимателя является дополнительным основанием «похода» по этим ведомствам

Данное требование законодатель заложил в статье 126 Налогового кодекса КР (НК КР), где банки обязаны открывать счет организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении справки органа налоговой службы о факте налоговой регистрации налогоплательщика.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица является документом, подтверждающим факт образования юридического лица и прохождения регистрации в налоговых органах, органах Соцфонда и статистики. Более того, Закон КР «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов, представительств» устанавливает норму, что после прохождения государственной регистрации (перерегистрации) по принципу "единого окна" дополнительной регистрации и постановки на учет в налоговых органах, органах статистики и Социального фонда не требуется.

Для работоспособности указанной нормы Правительство утвердило Порядок взаимодействия регистрирующего органа с налоговыми органами, органами статистики и Социального фонда, а также иными государственными органами с целью обеспечения государственной регистрации (перерегистрации) по принципу «единого окна».

Таким образом, требование справок с ГНС о факте налоговой регистрации является нелогичным требованием, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица есть все необходимые для открытия банковского счета данные. В данном случае имеет место юридическая коллизия, которая возникла в результате введения принципа «единого окна» при государственной регистрации юридического лица и должна была быть устранена. Однако, в Налоговый кодекс КР не были внесены изменения, исключающие предоставление справки с налогового органа.

Для полного внедрения принципа «единого окна» предлагается следующее решение:

1. Заинтересованным государственным органам провести работу по определению необходимой информации для налоговых органов и органов Социального фонда для постановки на учет. Всю необходимую информацию включить в регистрационное заявление, которое заполняет заявитель при сдаче документов для государственной регистрации. Министерством юстиции проводится работа по внедрению онлайн регистрации, система онлайн регистрации также должна включать в себя эти данные.

2. Придать государственному реестру юридических лиц Кыргызской Республики статус единственного официального источника, подтверждающего факт создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Государственный реестр юридических лиц должен вестись по номеру ИНН.

3. Получение Свидетельства о государственной регистрации перевести на добровольную основу. В случае необходимости, будет выдаваться выписка из Государственного реестра юридических лиц Кыргызской Республики.

4. Исключить из законодательства требование о предоставлении Свидетельства о государственной регистрации юридического лица при обращении юрлица в какие-либо органы для получения их услуги и т.д. Заинтересованное лицо для получения информации может руководствоваться информацией, содержащейся в Государственном реестре юридических лиц Кыргызской Республики.

5. Определить, что единственным номером идентификации юридического лица является ИНН. Код ОКПО, регистрационный номер МЮ должны быть привязаны к нему. Учет юридических лиц должен вестись только по одному единому номеру

6. Все государственные реестры вести по коду ИНН. ИНН распространить на все действия, осуществляемые юридическим лицом и сопровождение этих действий в государственных органах.

Внести изменения в статью 126 НК КР, что обязательность наличия справки о факте налоговой регистрации для открытия счета в банке не распространяется на юр. лица.

170713_1

170713_2

Согласно экспертной оценке, основанной на методике стандартных издержек, вышеуказанные рекомендации позволять сэкономить на расходах бизнеса до 11,2 млн сом и 44,6 тыс. часов в год.

Экономия включает издержки налогоплательщиков на изучение и подготовку дополнительных документов, посещение предпринимателем органов налоговой службы, соцфонда, сдачи и получения справок, транспортные расходы и др.

Исключение дополнительных и ненужных процедур, внедрение электронной регистрации юр. лица позволит не только сэкономить расходы бизнеса, снизить бюрократическую волокиту и коррупционные риски, но и позволит Кыргызстану занять передовые позиции в рейтинге Doing business по индикатору «Создание предприятий» (в 2017 году – 30-е место).

1 http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kyrgyz-republic#starting-a-busines

E-Guillotine
Пакеты рекомендаций к НПА
  • Анализ НПА от БИзнеса